Когда в Челнах пустили первый трамвай.

В это сложно поверить, но в 70-е годы прошлого века трамваи имели только города-миллионники. Поэтому Набережным Челнам в определенном смысле повезло — трамвайные линии в городе заложили в комплексе со строительством КАМАЗа.

 

— На трудоустройство в трамвайное управление стояли очереди. Всем было интересно посмотреть, что собой представляет этот вид транспорта, — вспоминает Светлана Степанюк, председатель профсоюзного комитета ООО «Электротранспорт».

Анна Канцелярова приехала на КАМАЗ с подругой Раей Сафиной в октябре 1972 года из Магнитогорска, девушки уже имели второй класс вождения.

— На месте, где сегодня располагается депо, ничего не было, — рассказывает водитель трамвая-наставник Анна Канцелярова, — нас принимали на работу в вагончиках за зданием бывшей дирекции КАМАЗА, что в поселке ГЭС. Тестирований, как сейчас, никаких не было, но с каждым человеком лично беседовали начальник управления Николай Петрович Шунков и начальник службы движения Светлана Степанюк. При приеме на работу водителей трамваев смотрели на возраст (тогда брали с 18 лет), коммуникабельность и внешность. Новеньких отправляли на учебу, а нас переучили в рабочем порядке, поскольку вагоны, которые поступали в Челны из Усть-Катавска, были более современные, чем в Магнитогорске.

До пуска первой пассажирской ветки до поселка Сидоровка все в основном были заняты на строительстве депо. Одновременно шла отладка вагонов и путей. Трамвайные пути в Челнах возводили военные строители. 30 декабря 1972 года состоялся пробный пуск вагона на участке Сидоровка — депо. К месту пуска вагон привезли на платформе. Поставили на рельсы, дали напряжение.
— Когда вагон, полный строителей во главе с первым генеральным директором КАМАЗа Львом Васильевым, тронулся, казалось, он перевернется — так все кричали и прыгали от радости, — вспоминает Светлана Степанюк.

На всю страну потом отрапортовали — в Набережных Челнах пустили трамвай. Но пассажирское движение на этом участке открылось лишь почти через год — 8 октября 1973 года. Среди водителей был проведен конкурс за право провести первый вагон. Его выиграла Александра Сафонова.

— Церемония не была помпезной, — вспоминает Светлана Степанюк. — В 10 часов утра 8 октября разбили шампанское о сцепку вагона, сели в вагон и поехали. Все брали нарасхват билеты из кассы, чтобы сохранить его на память (кондукторов в трамваях не было до 1996 года). Проезд тогда стоил три копейки.

Постепенно трамвайное движение в Челнах развивалось. В ноябре 1973-го пустили трамвай до ремонтно-инструментального завода, в 1976 году — на литейный завод, потом на «Корчагинскую» («Форт-Диалог»). Вагоны шли полными, с интервалами 2-3 минуты.

Зимы, вспоминают сотрудники управления, в 70-х были снежные, а уборочной техники на все управление — 2-3 единицы. Утром всех трамвайщиков отправляли на расчистку путей, чтобы быстрее восстановить движение — к 7 часам камазовцев надо доставить на завод.

— Случались и курьезы, — вспоминает Светлана Степанюк. — Один вагон заехал в снег по окна так, что пассажиры из окон вылезали.

Профессия водителя трамвая считалась в городе престижной, в основном, тяжеловесной техникой управляли молодые девушки. Работа была не из легких — часто случались поломки. Но работали все с энтузиазмом, вспоминает Анна Канцелярова, потому что работу свою любили.

Такое отношение к своему труду сохранилось у трамвайщиков и сегодня. Не случайно, по статистике, 40 процентов коллектива имеет стаж работы на родном предприятии более 15 лет.

Лариса Куренщикова

23 июля 2010 года

Челнинские известия

www.chelny-izvest.ru ©

Вагоноуважаемый глубокоуважатый

Анна Канцелярова

Она помнит, как строилось челнинское трамвайное депо, как запускали первый трамвай. Помнит, как радовались челнинцы тому, что добраться на работу или домой теперь уже будет намного проще. Анна Канцелярова – одна из первых челнинских вагоновожатых. – В 1972 году в Челнах не хватало специалистов, тех, кто умеет профессионально управлять трамваем. А я закончила в Магнитогорске училище по специальности «Водитель трамвая». Так что в Челны ехать сам бог велел. Не скажу, что было легко. Первое время даже жить было негде, – вспоминает Анна Петровна. – Трамваев еще не было, потому что депо только строилось. Приходилось помогать строителям, красить стены, убирать мусор. Но всё равно я не пожалела, что сделала такой выбор. Мне было очень интересно работать. После торжественного открытия первой линии начались трудовые будни. – Народу в трамваях было очень много. Двери еле-еле закрывались. Конечно, все ехали на завод, всем нужно было успеть на работу, – вспоминает Анна Канцелярова. – Очень сложно нам было в зимнее время. Ведь тогда не было снегоуборочных машин, представляете, как заносило трамвайные пути снегом! Просто не успевали разгребать. Случалось, что я была вынуждена останавливать трамвай, и мы с пассажирами расчищали путь от сугробов... В 1976 году её назначили наставником, и Анна Петровна стала обучать молодёжь практике вождения трамвая, обнаруживать и устранять неисправности. – Необходимо не просто уметь водить трамвай. Это как раз нетрудно. Гораздо трудней научиться плавно «трогаться с места», не «дёргать» вагон. Нужно учиться культуре вождения...

Дана Аршина

15 октября 2008 года

www.auto-city.ru ©